яхты

Биценко Иван Дмитриевич

Упоминается в

Иван Дмитриевич родился в Николаеве в 1900 г. в семье садовника. Вся его трудовая жизнь была связана сначала с яхтами и шлюпками яхт-клуба, затем с вспомогательными судами Николаевского морского порта. Своими руками И. Д. Биценко построил яхту «Силуэт», помогал А. М. Свирину в строительстве яхты «Майби».

Несколько довоенных лет он был боцманом яхт-клуба. Уже одно появление Ивана Дмитриевича на территории дисциплинировало команду, заставляло всех быть более собранными. Потому что он сам был исполнительным и трудолюбивым человеком, принимал личное участие в спуске на воду и подъеме на берег судов, в их ремонте. Все это, несомненно, помогало И. Д. Биценко побеждать в гребных и парусных соревнованиях. В 1926 г. он завоевал звание лучшего гребца Николаева, а в следующем стал чемпионом Украины; за победу в городских парусных состязаниях был награжден именными часами.

В 1928 г. Иван Дмитриевич победил в гребной гонке в первенстве Союза металлистов в Одессе, куда спортсмены из Николаева прибыли на яхте «Октябрь». На обратном пути судно попало в шторм. Его капитан И. Д. Биценко выдержал трудное испытание и благополучно привел яхту в Николаев.

В 1923 г. Иван Дмитриевич женился на Елизавете Андреевне Давченко. Повседневной ее обязанностью стало шитье и ремонт парусов для яхт-клуба. Когда же было нужно, она садилась не за швейную машинку, а на парную одиночку, и «экспромтом» занимала первые места в женских гребных гонках на первенствах города, губернии и республики. В 1928 г., будучи чемпионкой Украины по гребле, Е. А. Биценко участвовала в I Всесоюзной спартакиаде народов СССР. И там спортсменка с «неспортивной» прической (Елизавета Андреевна носила длинную косу) из украинской команды с первых же заездов заставила обратить на себя внимание. Тогда же честь республики в мужских гребных заездах защищал ее муж. Это были последние крупные состязания, в которых участвовал Иван Дмитриевич.

Около 30 лет он проработал в морском порту. Не имея регулярной возможности тренироваться и выходить на спортивные дистанции, он стал в числе первых в трудовых соревнованиях. Долгое время узким местом в Балабановском портопункте была передвижка судов. Небольшой по размерам причал не давал возможности своевременно проводить подготовительные работы. Рационализатор Биценко со своим товарищем внес предложение, после внедрения которого время на перешвартовку сократилось в 6-7 раз, экономический эффект составил около 60 тысяч рублей.

Иван Дмитриевич за свою работу неоднократно поощрялся. Министром морского флота был награжден знаком «Почетный работник морского флота», Президиумом Верховного Совета СССР – медалью «За трудовую доблесть».

В 1961 г. И. Д. Биценко ушел на заслуженный отдых. В 1973 г. он умер.