яхты

Ильченко Василий Гаврилович

12.03.1922 – 02.01.1993
Упоминается в

Василий Гаврилович родился в Николаеве в 1922 году. С детских лет любил бывать в яхт-клубе, кататься на лодке. Это увлечение сыграло основную роль в выборе профессии: окончил ФЗУ, получил специальность плазового разметчика и пришел в шлюпочный цех ЧСЗ. Ему посчастливилось работать рядом с таким умельцем, как А. А. Торговицкий. Под руководством знаменитого мастера молодой столяр участвовал в создании легендарной «Ланай» и других яхт, по крупицам перенимал секреты искусства постройки деревянных судов.

За месяц до начала Великой Отечественной войны В. Г. Ильченко был призван на военную службу. В мастерских Черноморского флота выполнял шлюпочные заказы для боевых кораблей.

После освобождения Николаева Василий Гаврилович работал в мастерской ремесленного училища № 1. Там он построил «Волну» – одну из первых в городе послевоенных яхт. Перейдя в яхт-клуб, восстанавливал его здания, ремонтировал суда; ему выпала честь изготавливать весла для Олимпийской команды СССР по гребле. Он досконально разбирался в конструкции и оснастке парусных судов, потому что сам был отличным яхтсменом.

В. И. Ильченко становился призером и по­бедителем городских, областных и республиканских соревнований, призером и чемпионом Украины, призером и победителем всесоюзных соревнований. Во многих из них он участвовал на построенном совместно с К. П. Кириловым швертботе «Друг». По чертежам Константина Порфирьевича им была построена небольшая яхта «Руслан». Проектом предусматривалось создание крейсера для морских походов, с максимальным комфортом – при минимальных размерах судна. Это вполне удалось благодаря золотым рукам Василия Гавриловича.

Из центральной газеты вся страна узнала о детском городке «Сказка» – поистине волшебном уголке Николаева. Здесь любят проводить свой досуг не только дети, но и взрослые. В сооружении многих элементов этого большого чуда, захватывающего воображение, принимал участие и В. Г. Ильченко.

В 1982 г. Василий Гаврилович ушел на пенсию. Но до сих пор его можно ежедневно встретить в яхт-клубе, «колдующего» над очередным неисправным судном. И можно быть уверенным, что те яхты, к которым прикасалась его рука, еще долго будут красоваться на просторах лимана.

Биографическая справка

Родители: Гаврил Андреевич (1883 – 1951) – с 1911 г. кочегар на заводах «Наваль», «Руссуд»,
Екатерина Ивановна (1887 – 1979) – домохозяйка.

Братья: Григорий и Николай. Николай погиб на фронте в 1941 году, Григорий от ран, полученных на озере Хасан, скончался в 1954 году.

Василий во время ВОВ служил телефонистом, демобилизован в июле 1944 г. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями.

1946 год – II место в личном зачете по классу килевых яхт в первенстве УССР. Работает в ремесленном училище № 1 мастером производственного обучения. Построил яхту Л-3 «Волна»,

1948 – 1952 – учится в вечерней школе мастеров и получает специальность модельщика.

1950 – I место на «Черноморской парусной неделе».

1951 – II место в первенстве УССР по классу судов «Л-4», III место на «Украинской парусной неделе» в классе «М» рулевым на «Друге».

1952 – I место на «IV Черноморской парусной неделе». Чемпион УССР в классе «М» (шкотовый). Работает шлюпочным мастером на Николаевском судоремонтном заводе.

1953 – чемпион УССР в классе «М» (шкотовый). Занимается судомоделизмом.

В последующие годы строит суда по частным заказам.

Во дворе у К. П. Кирилова по адресу Свердлова, 25, строит для него яхту «Руслан», которую впоследствии выкупает.

1965 – работает в клубе ДОСААФ шлюпочным мастером, строит крейсерские яхты «Бегущую» и «Кассиопею». Продает «Руслана».

1989 – мастер шлюпочного цеха в СП «Акватон». Наладил производство шлюпок, весел, анкерков.

1992 – трудовой и жизненный путь Василий Гаврилович завершил постройкой исторического судна «Эней», спущенного на воду в конце года.

(По материалам дочери, Елены Васильевны Хазовой)