яхты

Каменский Виктор Владимирович

Упоминается в

Виктор Владимирович родился в Николаеве в 1923 году. В школьные годы сдал нормативы и получил престижные значки «Ворошиловский стрелок», «ГТО», «ГСО» («Готов к санитарной обороне») и «ПВХО» («Готов к противовоздушной и химической обороне»). Занимался гимнастикой, играл в футбол, волейбол и шахматы, на школьной сцене перевоплощался в Добчинского и героев республиканской Испании. Увлекался книгами на морскую тематику. В кружках Дворца пионеров сдал нормативы на звание «Юный моряк» и «Моряк». По программе подготовки инструкторов военно-морского дела проходил практику на учебном судне «Ленинский комсомол» Осоавиахима. Из своих сверстников собрал команду и возглавлял ее на состязаниях по водному многоборью. В 1939 г. победили в комплексных городских соревнованиях (гребные и парусные гонки на 6-весельных ялах, стрельба, кросс в противогазах при полной выкладке, плавание в одежде и с винтовкой, семафорно-флажная связь). На первенстве Азово-Черноморского бассейна в Одессе оказались на четвертом месте: дополнительно было введено спортивное плавание на дистанцию 100 м, к которому николаевская команда готова не была.

Но больше всего Виктор Каменский любил ходить под парусом. Уже с 1932 г. самостоятельно управлял швертботом «Новинка», построенным отцом и похожим на появившихся много позже «Ершей». В 1937 г. шторм сорвал «Новинку» с мертвого якоря и разбил о береговые скалы. И молодой яхтсмен пришел в яхт-клуб. Был юнгой на «Волне», «Октябре». Став яхтенным капитаном малого плавания, в 1940 г. возглавил экипаж «Волны».
На ней участвовал в первых самостоятельных гонках, ходил в походы. Потом была Великая Отечественная война…

Демобилизовавшись, в 1947 г. поступил в НКИ, продолжил гонки, прерванные 22 июня. Участвовал во всех соревнованиях, состоял членом яхт-клуба, был председателем институтского отделения ДСО «Наука», инструктором, тренером, председателем городской секции по парусному спорту, участником республиканских и союзных пленумов яхтсменов.

В 1953 г. В. В. Каменский окончил кораблестроительный факультет и начал работать в конструкторском бюро ЧСЗ. Без отрыва от производственной деятельности прошел настоящую школу высшего спортивного мастерства.

Мастер спорта СССР, он дважды был призером и 14 раз победителем городских соревнований, 5 раз – первым на областных, 9 раз – сильнейшим на состязаниях республиканского масштаба, 5 раз становился серебряным призером и 6 раз – чемпионом УССР, неоднократно был призером и дважды – победителем всесоюзных соревнований «Черноморская парусная регата», 12 раз участвовал в чемпионатах СССР, неоднократно – в походах в Херсон, Одессу, Севастополь. Его избирали членом Совета ДСО «Авангард», председателем заводской и городской парусных секций, квалификационной комиссии.

В парусной жизни Виктора Владимировича было много интересных, веселых и сложных эпизодов. Многие из них подтверждали поговорки: «Море ошибок не прощает» и «Шторм встречай в море».

После завершения очередного чемпионата УССР два десятка николаевских яхт покинули Севастопольскую бухту. Одни направлялись в Одессу на всесоюзное первенство, другие – домой. Когда начало темнеть, с северо-запада пошла крупная зыбь – признак приближения шторма.

Каменский принял решение немедленно уходить подальше от берега. Через 30 минут ветер начал усиливаться, подуло с жесткими шквалами и зарядами дождя. Наступила полная темнота. Вода фосфоресцировала, что помогало уклоняться от гребней крутой волны, способных залить яхту. Ветер усилился до 7 баллов, на шквалах – до 8-9. Убрали грот.

«Дракон» Каменского, лавируя под стакселем, все дальше уходил в море. Оба матроса, сменяя друг друга, непрерывно в течение 6 часов вычерпывали ведром воду из трюма, даже не поднимая пайол. В 5 часов ветер стал падать, шквалы прекратились. Поставили грот. К 8 часам сила ветра уменьшилась до 1-2 баллов, волна стала положе. В 9 часов, не доходя до мыса Тарханкут, встретили «драконы» Нарынской и Ларина. И они штормовали в открытом море. Остальные яхты двигались вдоль берега и, не выдержав крутой волны и жестких шквалов, вынуждены были возвратиться в Севастополь.

Несмотря на подобные экзамены стихии, годы, отданные парусному спорту, В. В. Каменский считает самыми счастливыми в своей жизни.

В 1965 г. Виктор Владимирович оставил активный спорт, полностью переключился на инженерный труд. К работе относился добросовестно, с инициативой, вносил рационализаторские предложения.

Лично разработал и утвердил в институте «Гипроград» архитектурно-технический проект вышки для прыжков в воду и изменения плана бассейна на водной станции ЧСЗ. Вышка использовалась и в качестве кран-балки для подъема судов, украшала яхт-клуб, постоянно мелькала на фотографиях, картинах и открытках с видами Николаева. На многих водоемах нашей страны построены ее аналоги.

Выйдя на пенсию, В. В. Каменский два года работал тренером крейсерского клуба «Океан», участвовал в судействе соревнований.

Тесно связаны с парусом и ближайшие родственники: отец – судостроитель, мать – работница городского яхт-клуба, жена Галина Витальевна (девичья фамилия Кржеминская) – матрос в экипаже В. В. Воробьёвой. Многочисленные медали и призы, полученные на республиканских и всесоюзных соревнованиях – награда за преданность парусу!