яхты

Кириллов Георгий Яковлевич

Упоминается в

Георгий Яковлевич родился в Николаеве в 1913 году. Все свободное время проводил в яхт-клубе.

Побеждал на соревнованиях по плаванию, входил в первую мужскую сборную команду области по волейболу, отлично владел большой и малой ракеткой. Назначался в штаб проведения физкультурного парада.

В 1929 г. окончил трудовую школу, три года обучался в фабрично-заводском училище при ЧСЗ. По призыву комсомола в 1933 г. поступил в Школу морских летчиков, через три года окончил ее и был оставлен инструктором.

В 1938 г. в небольшом Магаданском авиаотряде появился новый пилот. Выше среднего роста, спортивного сложения, спокойный, добродушный новичок быстро подружился с сослуживцами.

Перенимая их опыт полетов в суровых условиях, Георгий Кириллов полюбил природу Севера. Зырянка, Бутугычаг, Стрелка, Наяхан, Омсукчан, Пестрая Дресва – вот лишь небольшое перечисление пунктов, куда он доставлял крайне необходимые грузы в условиях отсутствия не только аэродромов, но даже оборудованных посадочных площадок.

7 апреля 1940 г. Георгий Яковлевич получил срочный приказ перебросить в Тенькинский район груз, необходимый для завершения стройки. Подлетая, он заметил, что приземлиться можно только на стройплощадке, и виртуозно совершил посадку на глазах у сотен изумленных людей.

Когда весной 1941 г. в национальных районах вспыхнула эпидемия гриппа, Г. Я. Кириллов был в числе первых, кто пришел на помощь эвенкам. 25 апреля ему была объявлена благодарность, а в трудовой книжке появилась запись: «За усиленное выполнение срочных заданий по перевозке в районы эпидемии медицинских работников, медикаментов и витаминизированных продуктов».

В июне 1941 года М. И. Калинин вручил ему в Кремле орден «Знак Почета» за своевременную доставку механизмов в труднодоступный район, что обеспечило бесперебойную работу обогатительной фабрики на прииске Бутугычаг*.

Всю войну бесстрашный летчик, кроме плановых рейсов в поселки и на прииски, выполнял самые различные специальные задания. Полеты в суровых колымских условиях, во время ветров, снегопадов, метелей, проливных дождей нередко приводили к вынужденным посадкам и авариям. Внезапно налетавшие туманы сбивали самолеты с курса, бросали на сопки, грозили катастрофой и гибелью. В поисках пропавших и погибших экипажей Георгий Яковлевич не имел себе равных. За четверть века работы в северном небе он получал десятки таких заданий и все из них выполнил, хотя до него многие отказывались от длительных поисков, считая их бесполезной тратой времени.

Но не только летчиков спасал Г. Я. Кириллов. Ему обязаны жизнью многие рыбаки и геологи. Человек большой и щедрой души, он не жалел себя ради безопасности других.

В 1956 г., в период массового сокращения численности Вооруженных Сил СССР, был демобилизован и капитан Г. Я. Кириллов. Он проработал в Магаданском авиаотряде до выхода на пенсию в 1962 г.

«На Крайнем Северо-Востоке, – пишет он в автобиографии, – я летал на многих типах самолетов. Налетал более 12 тысяч часов». Таково скромное признание одного из лучших летчиков страны, стоявшего у истоков зарождения колымской авиации. Человека по праву названного «соколом северного неба».

В 1962 г. Георгий Яковлевич переехал в Полтаву, много занимался общественной работой: его избрали председателем товарищеского суда, председателем народного контроля, редактором стенной газеты, секретарем партийного бюро. До 1975 г. он играл в теннис и даже стал чемпионом города.

За заслуги перед Родиной Г. Я. Кириллов награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «3а боевые заслуги», «За победу над Германией», «За доблестный труд» и многими другими. Его не стало в 1987 г.

У николаевских ветеранов спорта Георгий Яковлевич остался в памяти общительным, добрым, деликатным, скромным человеком и верным товарищем.