яхтклуб

Кирилов Константин Порфирьевич

Упоминается в

Константин Порфирьевич родился в Николаеве в 1906 г., в семье преподавателя математики и физики, члена яхт-клуба с 1904 года. Несколько поколений его предков были моряками. Прадед оборонял Севастополь в 1854 – 1855 годах.

Образование К. П. Кирилов получил в реальном училище, трудовой школе, в Николаевском техникуме путей сообщения (ныне техникум железнодорожного транспорта) и на строительном факультете НКИ. Став в мае 1925 г. инженером-строителем, трудился сначала мастером-стажером, а затем прорабом. Константин Порфирьевич участвовал в восстановлении после разрухи электростанции, заводов судостроительных и «Плуг и молот». В 1929 г. его назначили главным инженером Николаевского Госстройтреста. Затем, будучи заместителем главного инженера по строительной части новой Николаевской электростанции, К. П. Кирилов принимал участие в установке очень нужных городу двух турбогенераторов, 3 тысячи киловатт каждый, и трех паровых котлов; во второй очереди строительства был установлен еще один турбогенератор на 6 тысяч киловатт и паровой котел, что значительно улучшило энергоснабжение города.

В 1933 – 1936 годах Константин Порфирьевич был главным инженером Николаевского филиала Одесского облстройтреста, в 1937 – 1938 гг. – главным строителем Николаевской ТЭЦ, в 1939 – 1941 гг. работал начальником производственно-технического отдела – заместителем главного инженера строительного треста № 44 Наркомстроя. Все эти годы не забывал о парусных судах, гонках, старался по мере возможности участвовать в соревнованиях.

В яхт-клуб К. Кирилов пришел в 1912 г., и с того времени на всю свою жизнь «заболел» парусами. Когда подрос, торчал у парусных судов целыми днями, ходил с А. Д. Квиткой на «Шквале», «Сорванце» и других яхтах. Свои навыки рулевого он с 1924 г. совершенствовал сначала на вельботе «Отвага», а затем на швертботе «Мери», выбирая маршруты от Николаева до Вознесенска и Волошской косы. С собой брал 3-4 своих сверстников – любителей походов под парусами.

Как опытный яхтсмен, Константин Порфирьевич участвовал в обучении допризывников учморпункта технике судовождения. В 1936 г. он спроектировал и построил для себя яхту, используя свои многолетние наблюдения над зависимостью ходовых качеств яхт от формы их корпуса, а также рекомендации известных судостроителей; участвовал на ней в гонках и часто побеждал. Основными соперниками его в тех случаях были В. Т. и Г. Т. Червонооченко, Б. В. Канонников, П. П. Андрианов, Б. А. Горбаченко и А. Д. Квитка. Во время массовых гуляний в яхт-клубе К. П. Кирилов катал на своей яхте желающих по 5-6 человек одновременно. Всему этому положило конец нашествие фашистских оккупантов…

В 1947 г. Константин Порфирьевич был вызван из Свердловска (туда он был эвакуирован в начале войны) в Москву, в Министерство вооружения, где ему предложили должность начальника или главного инженера управления капитального строительства на одном из нескольких заводов, а также ссуду сроком на 10 лет для постройки дачи на реке Клязьме. Он побывал на тех заводах, в районе дачного строительства. Всё его прельщало: и прекрасные люди, и интересные стройки, и красота природы. Что еще нужно человеку, тем более знавшему, что в Николаеве его дом полуразрушен?

Но ведь в родных местах оставался его яхт-клуб! И К. П. Кирилов поехал к Южному Бугу, и самый первый свой визит в городе детства нанес ЕМУ, как своему старому другу.

Приняли Константина Порфирьевича в тот же трест, в котором он работал до войны. Сразу же пришлось включиться в работы по восстановлению города, крупнейших заводов и электростанции. Он был участником строительства заводов «Заря», «Океан», Ольшанского цементного, Первомайского и Засельского сахарных, а также других крупных объектов.

Работа занимала много времени. И всё же К. П. Кирилов нашел возможность, и в 1953 г. вместе с В. Г. Ильченко построил швертбот «Друг» («Игрушка», пробывшая годы войны под водой, стала непригодной для дальнейшего использования), в следующем году занял призовое место на «Украинской парусной неделе». В 1958 г. по его проекту содружеством Кирилов-Ильченко была построена для морских походов небольшая крейсерская яхта «Руслан», с максимальным комфортом и удобством управления при ее минимальных размерах.

В 1961 г., после смерти А. М. Свирина, Константин Порфирьевич стал владельцем яхты «Дон», на которой долго ходил вместе с Г. Г. Мартыненко.

К. П. Кирилова можно по праву считать всесторонне развитым человеком. Он учился игре на фортепиано, сначала в музыкальном училище, а затем в Николаевской консерватории (до ее закрытия в 1925 году), ему нравилось бывать в николаевских театрах, кинотеатрах, на концертах; находясь в Москве, любил зайти в Третьяковскую галерею, посетить Большой театр; он с удовольствием смотрел балет и слушал оперы в Ленинградском театре им. С. М. Кирова.

Но самое большое наслаждение Константин Порфирьевич получал на яхте, когда поднимал паруса и ощущал свою связь с судном, водой и ветром. Он никогда не был ни в домах отдыха, ни в санаториях, очередной отпуск всегда проводил в парусных походах. В свои 80 лет (в его роду никто не доживал до такого возраста) он практически здоров, к врачам не обращается и считает, что всему этому он обязан яхт-клубу. Со своим радикулитом ветеран труда и спорта смирился, и считает его профессиональным спутником яхтсменов: когда приходится сидеть на открене с наветренного борта, то пояснично-крестцовая область подвержена воздействию брызг и вет­ра. Он твердо убежден, и с ним трудно не согласиться, что плавание под парусами – это большое удовольствие, прекрасный отдых, оздоровление, это и водный туризм, общение и сближение людей друг с другом и природой, это и подготовка молодежи к службе на флоте. Конечно же, особый интерес увлекательному миру парусов придают спортивные гонки.

Несмотря на свой преклонный возраст, Константин Порфирьевич еще бодр, часто бывает в яхт-клубе. Он убежден в том, что если кто хоть раз прошел на яхте в свежий ветер, тому не нужны будут другие способы проведения своего досуга, того не осилят дурные наклонности. Поэтому К. П. Кирилов – за широкое увлечение жителей города корабелов парусами.

Константин Порфирьевич скончался 25 мая 1988 года – родился 18 июня 1906-го. Всю жизнь проектировал яхты: вторую «Кармен» (предположительно), «Игрушку», «Друга», «Руслана». Под чужим именем, но точным названием – «Легенда» – в 2011 году «Руслан» приходил из Херсона на XVIII Экологическую регату.

Всю жизнь вынужден был скрывать свое дворянство. По этой причине не был женат, так же и старший на полтора года Сергей, опасаясь в случае «разоблачения», как сам признавался, за жизнь будущих детей – его детьми в начале 60-х стали Клара Величкина и Георгий Мартыненко.

Порфирий Порфирьевич Кирилов (05.09.1859 – до 1917) – потомственный дворянин, действительный статский советник, на 18.01.1911 – дату заполнения «Формулярного списка о службе» – исполняющий обязанности инспектора Александровского реального училища. Был женат «на дочери надворного советника, девице Анне Павловне Дмитриевой». Проживал по адресу № 23 (ныне №»25) на Спасской улице. В этом доме провел последние годы и Александр Дмитриевич Квитка – умер на руках Константина Порфирьевича 13 июля 1953 г.

Фотографии из архива К. П. Кирилова. Хранятся в семье К. Г. Величкиной и Г. Г. Мартыненко.