яхты

Коротков Иван Романович

Упоминается в

Иван Романович родился в 1894 г. в семье столяра-революционера, ставшего в 1924 г. персональным пенсионером союзного значения.

В 1914 г. И. Р. Коротков воевал с немцами, в 1917 г. проходил службу на Черноморском флоте, участвовал в революционных событиях, женился. В 1918 г. у него родилась дочь Надя, и в ее честь Иван Романович построил первую в стране после Великой Октябрьской Социалистической революции яхту «Надежда».

Когда в Николаеве стали создаваться милицейские формирования, в одно из них был зачислен И. Р. Коротков. За боевые отличия и заслуги перед страной он был представлен к высшей награде того времени – ордену Красного Знамени. После разгрома белогвардейцев и иностранных интервентов Иван Романович стал активным членом яхт-клуба, участвовал в парусных соревнованиях, занимал первые места на яхтах «Надежда», «Звонарь», «Порыв», «Улыбка».

Построенная им килевая яхта «Сказка» была одним из первых советских парусных судов, по своим техническим параметрам превосходила яхты американских судостроителей. В 1934 г. на ее мачте был водружен Почетный флаг спорткомитета за показанную на соревнованиях наибольшую абсолютную скорость.

Иван Романович по проекту А. А. Торговицкого соорудил также двухмачтовую крейсерскую яхту «Правда», которая предназначалась для дальних плаваний по маршруту Днепропетровск – Ленинград.

В 1937 г. И. Р. Короткова пригласили работать в Москву, на водную станцию «Динамо», и он с семьей переехал туда, строил спортивные суда (их можно увидеть в кинофильме «Первая перчатка»), продолжал участвовать в соревнованиях по парусному спорту и народной гребле.

В 1940 г. семья Ивана Романовича снова на новом месте: на Клязьминском водохранилище была организована водная станция, и он стал укреплять ее флот.

Когда началась Великая Отечественная война, Коротковы эвакуировались в Ростов. Здесь Иван Романович участвовал в строительстве понтонного моста через реку Дон и отвечал за его взрыв после отхода наших войск. Через 2 дня после отъезда Коротковых из Ростова в него вошли немецкие оккупанты.

А потом были Красноводск, Махачкала. В Душанбе в тот период киностудия «Мосфильм» снимала полюбившиеся всем кинокартины «Машенька» и «Секретарь райкома», и И. Р. Коротков помогал изготовлять к ним декорации. Как специалиста высокого разряда, Ивана Романовича в армию не брали, но он очень хотел громить врага с оружием в руках, и добился своего…

Пришла Победа. Демобилизация. Ивану Романовичу предлагали работать в Москве, но Коротковы едут в родные края. В Николаеве Иван Романович снова строит спортивные суда. Заказы на их изготовление поступали со всех концов страны. Работать приходилось очень много. Он внес ценное предложение в строительство мачт для парусников, которое повсеместно было претворено в жизнь. Не забывал Иван Романович и своей специальности судоводителя. Его награждали грамотами за досрочное и качественное строительство яхт класса «Л-4», за активное участие в развитии водного спорта, за призовые места в парусных соревнованиях, как представителя команды, победившей во всесоюзном парусном первенстве Центрального совета спортивного общества «Искра», за проявленную инициативу и руководство коллективом.

Внес И. Р. Коротков свою лепту и в общекомандную победу николаевцев на всесоюзных соревнованиях V Черноморской регаты.

В состоявшемся в 1950 г. походе под парусами группы судов в Ольвию, с тружениками города на борту, одной из яхт управлял Иван Романович.

В 1953 г. И. Р. Короткову доверили возглавить коллектив яхтсменов Николаева. Он становится инициатором ежегодного проведения на акватории лимана 100-мильной парусной гонки памяти лейтенанта П. П. Шмидта. Спустя короткое время в этих соревнованиях стали принимать участие экипажи из многих городов Советского Союза.

В 1956 г. Иван Романович скончался. Для всех знавших его он остался в памяти как величайший труженик, умелец-судостроитель, заядлый яхтсмен, умелый организатор, физически сильный, уверенный в своей рабочей правоте, горячо отстаивавший свою точку зрения человек.