яхтклуб

Нарынская Галина Васильевна

Упоминается в

Галина Васильевна родилась в Николаеве. До начала Великой Отечественной войны успела окончить 4 класса. Потом были трудные годы войны. До 1953 г. работала на парфюмерно-стекольном комбинате. Начав в 1946 г. заниматься парусным спортом, она посвятила ему всю свою жизнь. С 1947 г. по 1950 г. тренировалась у Е. А. Ивановой; с 1951 г. по 1955 г. ее наставником был А. Н. Голайко, хотя Г. В. Нарынская в то время уже сама работала общественным тренером. С 1954 г. тренировала яхтсменов общества «Искра». Сдала экзамены на яхтенного капитана. Принимала участие в судействе парусных соревнований. Когда несколько спортивных обществ были объединены в одно, Галина Васильевна стала тренером «Буревестника». Через ее школу «ояхтилась» не одна девчонка, внося свою лепту в копилку славы Николаевского яхт-клуба. Но и сама она продолжала ежегодно участвовать в состязаниях, в упорной борьбе завоевывая победы.

Г. В. Нарынская неоднократно становилась чемпионкой города, области, призером и девятикратной победительницей республиканских соревнований, дважды была призером и 13 раз чемпионкой Украины, по 2 раза была призером и победительницей всесоюзных соревнований, 14 раз участвовала в первенствах страны, провозглашалась чемпионкой и 9 раз призером СССР. С ней выступали Т. Данич, Т. Переверзева, М. Лучкова, С. Карташова, Н. Григорьева, Л. Ткач, А. Деревьянченко, Г. Буряк, Л. Шабалина-Яблуновская и В. Федоренко.

Не всегда во время состязаний все было гладко. Первенство СССР под Ленинградом проходило в холодное время. На мокрой одежде уже появлялся ледок. Поэтому экипаж Е. А. Ивановой был одет в фуфайки и ватные брюки. Закончив очередную гонку, яхта подходила к месту пересадки.

– Иди на нос и швартуйся, – отдала команду Иванова.

Когда судно приблизилось к мостику, Галина Васильевна прыгнула и, поскользнувшись, упала в воду. «Я бы сразу утонула, если бы не держала в руке швартов. Он и спас меня», – скажет потом потерпевшая. Услышав крики: «Где Нарынская?!» – тонущая под тяжестью набухшей одежды и захлебываясь, нашла в себе силы пошутить:

– Я тута!

Товарищи по команде дали ей сухую одежду, а Н. Ларин заставил 25 раз обежать вокруг находящейся неподалеку скирды сена. Соревнования вскоре были продолжены…

Уже давно Галину Васильевну знают во многих городах Советского Союза и за рубежом как лучшего парусного мастера. Созданная в 1951 г. при яхт-клубе мастерская поначалу обеспечивала только нужды города корабелов. С 1960 г. стали поступать заказы из других городов. Водноспортивная станция не смогла обеспечить материалами, и в 1968 г. мастерскую передали горпромкомбинату. Начальник Облместпрома договорился с председателем Облсовета «Спартак» о предоставлении комнаты на водной станции этого общества. Там и стала трудиться Г. В. Нарынская вместе со своей «боевой» подругой, неоднократной чемпионкой республики, победительницей первенства СССР, мастером спорта Л. Яблуновской. При покрое парусов Галине Васильевне помогает опыт бывалого капитана и гонщика самого высокого класса. Поэтому продукция выходит только отличного качества. План – 3 тыс. руб. в месяц – выполняется постоянно. Рекламаций на пошитые паруса не поступало.

Галина Васильевна продолжает участвовать в соревнованиях, но уже в роли арбитра (она судья республиканской категории). Пользуется непререкаемым авторитетом со стороны коллег и спортсменов.

Матриарх нашего Яхтклуба

– Мурка Галку утопила! – Платьице не успело высохнуть, а соседки прибежали донести до бабушки эту жуткую весть. Галина Васильевна прошла водосвятие и обручилась с Яхтклубом в полуторогодовалом возрасте.

Ее мама, Мария Николаевна Белая, занималась плаванием у Евгении Алексеевны Ивановой. Юная Мура, если по-домашнему, была без ума от соседского шалопая Мишки Андрианова, пропадавшего, как и она, целыми днями на речке. Где-нибудь в купальне или в кущах оранжереи Леонида Дмитриевича Биценко свершилось у них таинство непорочного зачатия. Любовь была взаимной. Женитьбы не допустила его родня, девочка была из бедной семьи. Отца кровного Галина Васильевна в глаза никогда не видела, и знать не хочет.

Воспитал ее отчим, Василий Афанасьевич Нарынский. Родом он из Ростова. Молодым военмором получил назначение на строившуюся в Николаеве подводную лодку. Жили они у бабушки, Анны Семёновны, на 2-й Поперечной улице, свободное время проводили в Спасске – никак иначе в те годы эту местность не называли. Спустись по Шоссейной – и попадешь в райский уголок.

Вот однажды летним вечером родители любовались закатом у подножия вышки для прыжков. Оставшись без присмотра, вполне самостоятельный ребенок вскарабкался на самый верх, оступился и, не промазав, свалился в воду с десятиметровой высоты. Мелькнуло лишь белое платьице. И папа не промахнулся. Кинулся ничком на край мостика и рукой подхватил проплывавшую по течению дочку. Ну, бабушка им всыпала!

Училась Галя в школе № 22, которая тогда находилась в двухэтажном здании на углу Большой Морской и Артиллерийской, рядом с вековым дубом. После четвертого класса началась война.

В эвакуацию они попали в город Кинель Куйбышевской области. В тринадцать лет, после семилетки, она пошла контролером на завод укупорочных изделий № 12, проверяла по эталону размер пистолетных патронов. Заработала стаж в год и три месяца, вместе со всем честным народом одержала первую Победу и получила первую награду. Возвратившись в Николаев, она с июля 1945-го по май 1953 года работала штамповщицей и шлифовальщицей на Стекольно-парфюмерном заводе.

Мария Николаевна Белая (21.11.1911 – 29.12.1949) после эвакуации совсем недолго работала на мельнице в Варваровке и токарем на заводе Марти. Василий Афанасьевич Нарынский (06.01.1909 – …07.1942) с войны не вернулся. Прислал только несколько писем. Лодка, на которой он служил, была повреждена бомбой и выбросилась на берег. Экипаж вошел в состав 8-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота, он командовал пулеметной ротой. Последний бой принял на Сапун-горе.

В конце 40-х Галина познакомилась с воевавшим, как оказалось, в одном полку с отцом Олегом Прокофьевичем Григорьевым, впоследствии знаменитым тренером по боксу, который и парусом увлекался с довоенных лет. Его жена Надежда Николаевна, в девичестве Надя Лобова, гонялась шкотовой («матросихой») на эмке у Нарынской на чемпионате СССР 1950 года в Ленинграде.

Олег Григорьев передал письма однополчанина и похоронку на него в Музей героической обороны и освобождения Севастополя. Всё, что сохранила «Книга Памяти» города-героя: «Нарынский Василий Афанасьевич, 1909 г. р. Призван Пролетарским РВК г. Ростова-на-Дону. Воентехник 2 ранга. Пропал без вести в боях при обороне Севастополя в июле 1942 г.»

Спортивная автобиография записана Галиной Васильевной в конце 1980-х годов, сохранилась в ее архиве и публикуется без вторжения в текст.

Автобиография Нарынской Г.В.

Я, Нарынская Г. В., родилась в г. Николаеве в 1930 году 16 марта в семье рабочего. До 1943 года училась в школе. С 1943 года в период эвакуации работала на заводе № 12 в контрольном цехе. В 1945 году откомандирована в г. Николаев на Стекольно-парфюмерный комбинат и проработала до 1953 года шлифовщицей.

Спортом начала заниматься с 1945 года: гимнастика, волейбол, баскетбол и 100-метровка бег. По этим видам имела III разряд. В секцию парусного спорта при городском яхт-клубе я пришла в 1946 году. Директором яхт-клуба был Шульц Эдуард. Начала ходить в экипаже рулевой Корнечук Талы. Работали мы с ней на Стекольно-парфюмерном комбинате в шлифовальном цехе, где я была бригадиром. А через год, то есть в 1947 г. я окончательно перешла на парус, и Коренчук стала у меня ходить матросихой, т.е. мы поменялись ролями.

См. книгу первую «ЯХТКЛУБ» – фото на с. 550.

В 1948 г. был большой поход-эстафета «Николаев – Одесса – Николаев». Это был первый послевоенный поход. Участников – 100 человек. Ходили на яхтах килевых и швертботах. Я была помощником капитана этого похода Суэцкого А. И. В этом же году в Николаеве построены килевые яхты Л-3 и Л-4. В их постройке принимали участие все яхтсмены. Я сдала на права яхтенного рулевого 2-го класса и участвовала на первенстве УССР в классе «Ёрш» в качестве рулевой, заняла 4-е место. В п-ве города я заняла 2-е место, и рулевая Иванова Е. А. предложила мне поехать с ней на п-во СССР в г. Таллин в классе «М». Приглашение гоняться у нее в команде я приняла с радостью. Я очень многому у Ивановой Е. А. научилась, с нами в экипаже была Таня Пименова. Мы тогда заняли место в первой десятке.

В 1949 г. в нашем городе Николаеве проводили п-во СССР и УССР. На п-ве СССР в экипаже Ивановой мы заняли 2-е место, я и Таня выполнили I разряд, а Ивановой присвоили звание мастера спорта по парусу.

В 1950 г. п-во СССР проводили в Ленинграде, где наш экипаж занял 6-е место.

В Николаеве прошли гонки матчевой встречи 4-х городов. Я участвовала в качестве рулевой и заняла 2-е место, а Иванова – 3-е. В экипаже у меня были Лучкова Маша и Григорьева Надя. После гонок Евгения Алексеевна сказала, что она больше гоняться не будет и перешла на тренерскую работу. А я с этого года стала тренером-общественником.

В 1950 г. в Николаеве была создана Спортивная школа молодежи по парусному спорту, и я была в нее зачислена. Цель школы – выпускать только мастеров спорта и яхтенных капитанов. СШМ себя оправдала: все ее ученики стали яхтенными капитанами и большинство – мастерами спорта.

В 1951 г. у нас было создано ДСО «Искра». На областном п-ве среди мужчин я заняла 3-е место в классе «М». Это давало право участвовать в двух классах. На п-ве ЦС ДСО «Искра» я с экипажем Лучкова Маша и Голайко Нина победили в классе «М», а в классе «Л-3» мы заняли 2-место.

В этом же году в Таллине проходило п-во ВЦСПС, где мы заняли 3-е место в классе «М». В п-ве СССР 1951 года я не участвовала, а на п-ве УССР мы заняли 1-е мес­то в классе «М».

«1951, Таллин, ВЦСПС. Дочь Лба-Жученко, Бутенко, Карташова Света, Нарынская Г., Григорьева Н. Н., Голайко Нина»

В 1952 г. на п-ве Облсовета ДСО «Искра» заняла 1-е место в двух классах: «М» и «Олимпик». С Машей Лучковой и Светой Карташовой победили в классе «М» на п-ве города и п-ве УССР. В п-ве СССР я не участвовала.

В 1953 г. окончила курсы тренеров по парусному спорту в Ленинграде и была переведена на тренерскую работу в ДСО «Буревестник». На п-вах ДСО, города и УССР – 1-е места, в экипаже – Света Карташова, Валя Воробьёва. На п-ве ВЦСПС – 1-е место, со Светой Карташовой и Таней Переверзевой.

В 1954 г. окончила СШМ и получила права яхтенного капитана. В гонках этот год не принимала участия.

В 1955 г. на п-ве ЦС ДСО «Буревестник» – 3-е место в классе «М». Победила на городских отборочных соревнованиях для участия в п-ве УССР, где также заняла 1-е место. В команде у меня были Деревянченко Алла и Коробейникова Юля. На п-ве СССР в Риге впервые ввели классные гонки. Нашему экипажу должны были отправить эмку из Москвы, но москвичи забыли ее отгрузить. Нам пришлось гоняться на арендованной яхте, отсюда и результат – 7-е место.

В 1956 г. мне присвоена 1-я категория судьи по парусу. П-во города – 1-е место, ЦС ДСО «Буревестник» – 1-е место, п-во СССР – 9-е место. Экипаж: Деревянченко и Коробейникова.

В 1957 г. на п-вах города и ДСО «Буревестник» – 1-е места, п-во СССР – 9-е.

Экипаж: Алла Деревянченко и Галя Буряк. Перешла работать в завод им. 61 коммунара, тренером на водную станцию. Сроком на три месяца меня направили на курсы повышения квалификации в Институт
Лесгафта.

В 1958 г. мне предложили пересесть на яхту класса «Дракон»*. Мы много работали над корпусом, перешивали паруса. Участвовали во всех городских соревнованиях. В Одессу, на п-во ЦС ДСО «Авангард», шли своим ходом. Мы его выиграли, и нас оставили на п-во СССР. Заняли 2-е место, я выполнила норму мастера спорта, матросихи – полмастера**.

* D27 «Барс» – первый дракон Нарынской: «Его забрали у Таракана и передали мне». На этом настоял председатель парусной секции В. Г. Лисневский, несмотря на то, что П. А. Тараканов был начальником водной станции. В 1960 году дальнейший конфликт с Таракановым вынудил Нарынскую уйти со Стрелки.

** Это уже D103 «Буря». Первым рулевым на нем был Ю. П. Синько, пересевший на D27. С 1953 года ДСО «Буревестник» входил в состав «Авангарда», а для формирования полноценной сборной команды на соревнования в Одессе необходим был женский экипаж. Чем и объясняется рокировка рулевых. В 1958 – 1959 гг. шкотовыми на «Буре» гонялись Галина Буряк и Людмила Шабалина.

1959 г. П-во города – 1-е место, УССР – 1-е место, СССР – 4-е место.

1960 г. П-во города Николаева в классе D – 2-е место среди мужских команд. Облсовет «Авангард»  – 1-е место, кл. D. ЦС «Авангард» и УССР в Одессе – 1-е место, кл. D. П-во СССР в Севастополе – 5-е место. Экипаж: Люда Шабалина и Люба Ленченко. Я оставила тренерскую работу и перешла шить паруса в мастерские при городской водноспортивной станции, в яхт-клуб.

1961 г. П-во города – 3-е место, ЦС «Авангард» – 1-е место, п-во УССР – 2-е место, п-во СССР в Таллине – 4-е место. В экипаже были Шабалина и Ленченко.

В 1962 г. нам построили новый «Дракон»*. Работы на яхте было много, и с парусами тоже, выходных не было. Принимали участие во всех гонках, центровали яхту. П-во ЦС «Авангард» – 1-е место, п-во УССР – 1-е место, п-во СССР в Риге – 3-е место. Матросы: Федоренко, Шабалина-Яблуновская.

* D380 «Форель». После гонок в Севастополе экипаж Нарынской уехал в Ригу, куда заранее была отправлена по железной дороге «Форель». Килевая часть первенства СССР 1962 года стартовала 16 сентября.

1963 г. Принимали участие во всех мероприятиях. Много работали с корпусом и центровкой яхты, перешивали паруса. П-во ЦС «Авангард» – 1-е место, УССР – 1-е место, СССР – 1-е место. Мы стали чемпионами, и матросы выполнили полмастера. Матросы те же.

Гонки проводились с 27 сентября по 6 октября в Таганрогском заливе Азовского моря на базе водной станции «Азовсталь» в г. Жданове.

Швертботная часть п-ва СССР 1963 г. проходила на Каунасском водохранилище с 6-го по 15 сентября. Экипаж Ирины Грачёвой занял 2-е место в классе «М».

1964 г. Все городские соревнования, как п-во города, Л. Шмидта – 1-е место.

П-во ЦС «Авангард» – 1-е место, УССР – 1-е место, СССР (Таллин) – 4-е место.

Матросы те же, девочки выполнили норму мастера спорта.

1965 г. Принимали участие во всех соревнования города. П-во ЦС «Авангард» – 1-е место, УССР – 1-е место, СССР (Рига) – 8-е место. Федоренко рожала, я попросила Талу Корнечук-Данич ее подменить, и Шабалина-Яблуновская.

1966 г. П-во города – 1-е место, п-во ЦС «Авангард» – 1-е место, п-во УССР – 1-е место. П-во СССР – 6-е место. Со мной гонялись молодые девочки Шулийко Дуня и Овчеренко Люда.

1967 г. П-во города – 1-е место, п-во ЦС «Авангард» – 1-е место, п-во УССР – 1-е место. П-во СССР – 5-е место*.

* В 1967 году экипаж Нарынской получил новую яхту – D603 «Лада». На «Форель» пересел Вадим Евдоков, до того гонявшийся на «эмках».

1968 г. П-во города – 1-е место, п-во Облсовета «Авангард» – 1-е место, п-во УССР – 3-е место. В команде: Яблуновская, Шулийко.

1969 г. Последний год, когда гонялись женские экипажи*.

* Комментарий от Галины Васильевны: «Федерацией начал командовать какой-то бывший военный. Он сказал, что бабы должны рожать, а не гоняться».

В 1969 г. в связи с передачей парусной мастерской горпромкомбинату была переведена в эту систему, и мы с Яблуновской Л. работали мастерами по пошиву парусов в арендованном помещении на водной станции «Спартак».

Принимаю участие в судействе соревнований по парусному спорту, в 1983 году мне присвоена республиканская категория.

Судить Галина Васильевна пристрастилась с 1952 года. Паруса латает с первых дней на яхте, профессионально шьет без малого 60 лет: в 2015 году каморка на «Спартаке» еще принимала заказы. Даже сегодня Павел Кузьмич Калинчев уговаривает ее вернуться и поработать во благо детского парусного спорта. Галина Васильевна раздумывает, еще холодно, там не топится, может быть, после майских праздников, когда потеплеет, и ноги болят. Ничего, Пал Кузьмич машину обещает.

В этих отдельных составляющих субкультуры яхтинга она прославилась куда больше, чем всеми чемпионскими званиями и стабильно высокими результатами двух десятилетий спортивной карьеры. Если гонки судила Нарынская, их статус в глазах яхтсменов резко повышался, вне зависимости от официального уровня соревнований. Искусство покроя парусов отмечалось безусловным знаком качества в самом ответе на вопрос, у кого обшивалась яхта – у Нарынской.

Лучше всех о ней сказала младшая подруга и тезка, Галина Николаевна Шепетуха. Стихи как неотъемлемая часть стихии:

Спортивных множество побед
Здесь перечислить сложно,
А площадь сшитых парусов
Представить невозможно!

А ткани если взять метраж,
То тут возможны стрессы:
Ткань эту растянуть от нас
Придется до Одессы!*

Пусть мир вокруг уже не тот,
Жалеть о том не надо.
Весна стремительно идет,
И ожидает «Лада»!

___________________
* Галина Васильевна прикинула на глаз – до Стамбула.