Шаповалов Сергей Владимирович
Сергей Владимирович родился в г. Спасск-Дальний Приморского края в 1952 г. в семье военнослужащего. В 1954 г. приехал в Николаев. Учился в школах № 7 и № 25. В 1969 г. поступил в НКИ, в 1975 г. получил диплом инженера-механика и был оставлен на работу в научно-исследовательском секторе института.
В 1977 – 1980 гг. учился в аспирантуре. Защитив кандидатскую диссертацию, с 1981 г. преподавал на кафедрах высшей математики, гидромеханики, судовых энергетических установок. Автор более 20-ти научных работ.
С детства увлекается парусным спортом. Выступая на «Кадете», «Финне», «Драконе», неоднократно становился призером и победителем городских, областных и республиканских соревнований, победителем всесоюзного первенства и чемпионом СССР. Ему присвоено звание «Мастер спорта СССР».
В последние годы активно гоняется на крейсерских яхтах.
В 1985 г. экипаж «Асты» (капитан С. В. Шаповалов) спас команду терпящей бедствие яхты «Персей» Одесской астрономической обсерватории и был награжден грамотой «за проявленную при этом хорошую морскую практику».
В 1987 г. яхта «Александра» (капитан С. В. Шаповалов) победила в группе судов типа «Картер-30» на Международной регате в Варне. « Занятие парусным спортом – отличное подспорье в учебе и научной работе. Соревнования на крейсерских яхтах далеко не праздный отдых, а спорт, закаляющий и мышцы, и силу воли», – считает Сергей Владимирович. Он защищал честь нашей страны в водах Болгарии, Греции, Испании, Польши и Франции.
Больше всего ему запомнился поход «Арктики» до Канарских островов, когда он двое суток «спасал» испортившуюся воду, пропуская ее через какие-то доморощенные фильтры. Запах пропал, и живительную влагу израсходовали в ближайшие же дни. Вода в основных цистернах ос-тавалась хорошей, но ее берегли: впереди был выход в океан.
Жизнь на яхте подчинялась судовому расписанию. Смена вахт производилась в 00, 04, 08, 14 и 20 часов. Вахтенный помощник капитана и матрос обеспечивали управление судном. Кок назначался из членов команды по очереди на неделю, у него была привилегия – спать непрерывно всю ночь! По распорядку в 8 часов – сытный завтрак. Обычно это какая-нибудь каша с тушенкой, поджаренные на сале яйца, колбаса и чай. Обед в 14 часов. Здесь был обязателен борщ, суп или уха. На второе каша или картошка жареная. На вечер чай со сгущенным молоком, иногда кофе. Хлеб только в виде сухарей (съели их за все плавание 5 мешков, еще и не хватило). Коки С. Шаповалов и А. Марков разнообразили меню выделкой котлет из тушенки, изготовлением лепешек к вечернему чаю.
При подходе к порту Санта-Крус связались по радио с капитанией. Диспетчер принял «Арктику» за промысловое судно. Это недоразумение быстро уладили, яхта получила указание следовать в рыбный порт. Местный яхт-клуб – частное предприятие, там требовали оплату за стоянку. Ошвартовались на советской ремонтной базе. Появление николаевской яхты стало приятной неожиданностью: рыбаки понимали, что значит пройти морями 3000 миль. В родной порт «Арктика» вернулась 10 ноября, через 81 сутки.
Самая знаменитая николаевская регата, учрежденная Сергеем Владимировичем в 1994 году, и поныне проводится как ежегодная акция в защиту уникального заповедника «Кинбурнская коса». Рекорд по числу участвующих крейсерских яхт – 70 – установлен в 2010 году.
Талантливый исследователь, автор более 50-ти научных работ, доцент кафедры СЭУ (1991 г.) Сергей Владимирович Шаповалов, прежде всего, как ученый-эколог внес огромный вклад в сохранение окружающей среды. Ему принадлежит идея создания региональных ландшафтных парков, в том числе и Кинбурнского, областной экологической программы оздоровления бассейнов рек.
Он встал во главе общественного протеста против воплощения в жизнь гигантских проектов: строительства Очаковской дамбы и Ташлыкского водохранилища – пруда-охладителя Южно-Украинской АЭС.
В 1990 году был избран в депутаты Областного совета.
В 1995 году основал Южный филиал Института экологии Национального экологического центра Украины (ИНЭКО), был его первым директором.