яхты

Синько Юрий Петрович

13.10.1918 – 06.09.2007
Упоминается в

Юрий Петрович родился в Новом Буге в 1918 году. В детстве с родителями переехал в Николаев, учился в школе № 21. Одним из первых в городе выполнил норму на значок «Ворошиловский стрелок», очень престижный в те годы, и 7 ноября 1934 г. с винтовкой в руке шел в отдельной колонне военного парада.

В 1935 г. Юрия Синько избрали председателем школьной редколлегии, а в следующем доверили участие во всесоюзных заочных стрелковых соревнованиях имени газеты «Пионерская правда». И не ошиблись: он занял второе место в стране, и ЦС Осоавиахима наградил его серебряными часами.

Но основной страстью Юрия Петровича был парусный спорт. Это началось с перевозки на дежурном тузике членов команд с берега на стоящие на рейде яхты и обратно. Заметив старательность паренька, его в 1930 г. позвал в свой экипаж О. Алексеев, рулевой яхты «Штиль», принадлежавшей обкому Союза учителей. На ней и начались «парусные университеты» Юрия Петровича. Потом он перешел в команду Н. Никитенко, ходил на «Огоньке» (1934 – 1936 гг.), был старшим помощником на «Арктике» (1937 г.), капитаном «Невы» (1937 – 1938 гг.), рулевым на «Молнии», «Радуге», «Компромиссе» и «Игарке» (1939 – 1941 гг.), участвовал в парусных гонках. Особенно запомнилось ему самая первая награда – медаль, полученная за победу в городских соревнованиях 1935 года.

Окончив школу, Ю. П. Синько в 1937 г. поступил в НКИ, в 1942 г. защитил диплом (институт был эвакуирован в Пржевальск). Вернувшись после войны в Николаев, работал старшим инженером-конструктором на заводе им. 61 коммунара. В 1947 г. поступил в аспирантуру, в 1950 г. перешел на преподавательскую работу в НКИ. Является автором
20 научных публикаций.

Юрий Петрович 5 раз был призером и 10 раз победителем городских соревнований, трижды – призером матчевых встреч, дважды – победителем республиканских состязаний, дважды – призером и 7 раз чемпионом УССР, трижды – призером и столько же победителем всесоюзных соревнований, призером и неоднократным участником чемпионатов СССР. Яхтенный капитан, дважды удостоенный высокого звания «Мастер спорта СССР», судья республиканской категории, в яхт-клубе он руководил группой повышения квалификации, активно участвовал в подготовке парусной эстафеты «Николаев – Москва», печатался в областной газете.

В 1984 г. Юрию Петровичу была начислена пенсия, он продолжает трудиться в НКИ. В 1985 г. его избрали председателем городского совета ветеранов спорта. Своей почетной обязанностью считает организацию встреч участников войны с молодежью и воспитание ее на лучших традициях советского народа.

Он награжден медалями «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» и «Ветеран труда».

Когда Юрия Петровича просят рассказать о чем-нибудь интересном из своей парусной практики, он оказывается в немалом затруднении: трудно выделить отдельный эпизод из многочисленных воспоминаний. А если кого интересуют непредвиденные и аварийные случаи, в ответ они услышат: «Капитанские навыки должны проявляться не тогда, когда уже случилось ЧП, а раньше, до возникновения неприятностей. Я всегда старался предугадать и исключить последствия от неожиданных моментов, которые могут возникнуть в море».

Таков он, Юрий Петрович Синько, школу которого прошли многие яхтсмены, впоследствии ставшие известными в спортивных кругах.

Предлагаем вниманию собственноручную записку Юрия Петровича. Он был первым капитаном матушки «Антарктики», командовал ею с момента спуска до конца 1960-х годов, периодически в 70-х — 80-х; был первым капитаном краснодеревой «Арктики» в 1974 году. Дети «Антарктики» считали его чрезмерно осторожным.

Воспоминания Синько Юрия Петровича

В 1935 году в НКИ была построена большая яхта «Арк­тика»: 45 тонн водоизмещения, длиной 25 метров.

При занятии немцами Николаева «Арктика» сгорела в результате попадания в нее вражеского снаряда. В период с 1938 по 1941 год я плавал на «Арктике» в качестве пом. капитана и старшим помощником капитана. Капитаном был Червонооченко Данил Тихонович.

В 1958 году я и зав. кафедры строительной механики Суслов Виталий Павлович, который перед войной был членом экипажа «Арктики», решили возродить традицию в НКИ, построить новую большую студенческую яхту. Было создано студенческое конструкторское бюро, в котором старшим был Ударцев, ныне доктор наук Киевского авиационного института.

В 1960 году проект по техническому заданию Синько – Суслова был готов и на Черноморском заводе произведена закладка судна. Руководили проектированием я, В. П. Суслов и преподаватели спецкафедр. Работы по строительству, в основном, велись студентами, и только особо сложные работы выполнялись рабочими завода.

Яхта имела следующие параметры:

Водоизмещение – до 80 тонн;

Длина – 25 м;

Ширина – 4,25 м;

Осадка – 3,2 м.

Две мачты (вооружение – кэч) несли паруса до 470 кв. м.

На яхте был установлен дизель мощностью до 115 л.с., под которым был ход до 8,5 узлов.

Под парусами яхта развивала скорость до 14 узлов.

Первым капитаном яхты, которую назвали «Антарктикой», в честь годовщины освоения Антарктиды, был я, т. е. Синько Ю. П.

Яхта сошла на воду в середине лета 1961 года и в октябре впервые вышла в море на ходовые испытания по маршруту Николаев – Одесса – Херсон – Николаев. Экипаж составлял 28 человек. Яхта показала отличные ходовые качества.

В июле 1962 года яхта совершила дальнее плавание по маршруту Николаев – Севастополь – Ялта – Судак – Новороссийск – Сочи – Николаев. Капитаном и организатором плавания был
Синько Ю.П., старший помощник – Григорьев М. В. Экипаж состоял из 28 человек, одним из членов экипажа был Чичкань Л.

В 1963 году «Антарктика» совершила свое первое плавание до п. Батуми. Капитаном был
Синько Ю. П., руководителем – Суслов В. П., проректор института.

В 1964 году «Антарктика» совершила плавание до Ялты, на более длинное плавание не оказалось денег. Капитан – Синько Ю. П.

В 1965 году «Антарктика» вторично совершила плавание вдоль Крымско-Кавказского побережья до Батуми. Капитан – Синько Ю. П.

Все эти годы должность капитана занимал Синько Ю. П. на общественных началах, что было очень тяжело, т.к. я выполнял полную нагрузку ст. преподавателя, и.о. доцента института. По моей просьбе в 1966 году штатным капитаном был принят Дегтярь А. В.

В 1966 году яхта совершила плавание по Черному морю (капитан Дегтярь А., помощник
Мартыненко Г.).

В 1967 году «Антарктика» во главе 5 николаевских яхт совершила плавание в Болгарию, порт Варна. Капитаном яхты был Синько Ю. П., он же флагман похода.

В 1968, 1969,1970,1971 годах яхта совершает плавания по Черному морю и участвует в Черноморских регатах. При этом штатным капитаном были Дегтярь, Воскобойников и капитаном-наставником был Синько Ю. П., под руководством которого были выиграны Одесская и Черноморская регаты.

После 1974 года яхта, совершив несколько плаваний, становится на продолжительный ремонт. Штатным капитаном был Нагорный Н. Н., пом. капитана – Жигоман И. И.

В 1984 году яхту арендовала киностудия «Казахфильм» для создания фильма-фантастики.

В 1985 году на должность штатного капитана возвращается Синько Ю. П., который организует и обучает новую команду, участвует в регатах, в том числе и в международных, проводимых в г. Варна. В Варне «Антарктика» участвовала в гонках 1988, 1989, 1990 годов. Лучший результат – 2 место в международной регате.

В 1992 году под руководством ректора Александрова М. Н. (ныне покойного) яхту начали перестраивать под коммерческое судно. Яхта потеряла свои классические формы и перестраивается до настоящего времени.

08.08.1997 Синько Ю. П.

Спортивные достижения и другие показатели дважды мастера спорта Синько Юрия Петровича

1935 г. Первая медаль победителя гонок в классе Л-3, г. Николаев.

1939 г. Чемпион г. Николаева и призер ЦС «Судостроитель»

1940 г. на судах М-20, г. Ленинград.

1946 г. Чемпион УССР в классе М-20.

1947 г. Чемпион УССР в классе М-20. Призер встречи «Волга – Днепр», г. Киев.

1948 г. Чемпион УССР в классе М, призер УССР в классе Л-3. Призер первенства СССР,
присвоено звание мастера спорта, г. Таллин.

1949 г. Чемпион УССР в классе М, призер 4-й Черноморской регаты в кл. Л-3 (г. Одесса),
финалист первенства СССР, г. Николаев.

1950 г. Чемпион УССР в классе М, призер встречи 4-х городов в классе Л-4.

1951 г. Чемпион УССР в классе М. Чемпион ЦС «Наука» в классе М, г. Москва.
Призер первенства СССР в классе Л-3, г. Таллин.

1952 г. Чемпион УССР в классе М. Чемпион 6-й Черноморской регаты
в классе М, г. Севастополь.

1953 г. Участие в соревнованиях республиканского значения

1955 г. и на ЦС «Наука» в г. Ленинграде, класс «Дракон».

1956 г. Чемпион регаты на приз лейтенанта Шмидта при участии Севастополя,
Одессы, Херсона, класс «Дракон».

1957 г. 4-е место в первенстве УССР, класс «Дракон».

1958, 1959, 1960 гг. Руководство проектированием и постройкой «Антарктики».

1961 г. Капитан самой большой в СССР яхты «Антарктика».
Проведение ходовых испытаний.

1962 г. Капитан яхты «Антарктика», проведение первого плавания
«Николаев – Сочи – Николаев».

1963, 1964, 1965 гг. Капитан яхты «Антарктика», проведение плавания
«Николаев – Батуми – Николаев». Присвоено вторично звание мастера спорта.

1966 г. Капитан яхты «Антарктика», победитель гонок крейсерских яхт (г. Одесса).

1967 г. Флагманский капитан эскадры яхт, совершивших плавание в Болгарию.

1970 г. Чемпион УССР в гонках крейсерских яхт на яхте «Антарктика», г. Севастополь.

1971 г. Победитель регаты в г. Одесса на яхте «Антарктика».

1972 г. Главный судья ЦС ДСО «Наука» (судья республиканской категории с 1949 г.).

1975 г. «Кубок Черного моря», яхта «Антарктика», 10 м.

1976 г. Главный судья всесоюзных студенческих игр, г. Николаев.

1985 г. Капитан яхты «Антарктика».

1988 г. Участие в международной регате в г. Варна (Болгария),
капитан яхты «Антарктика».

1989 г. Призер международной регаты в г. Варна.

1990 г. Участие в международной регате в г. Варна.

В перечне не указаны победы в соревнованиях, проводимых в г. Николаеве.

Активное участие в парусном спорте на протяжении 60 лет
(1930 – юнга, 1990 – капитан яхты «Антарктика»).

08.08.1997 Синько Ю. П.