яхты

Субботин Михаил Андреевич

Упоминается в
Михаил Субботин, 1939 г.

Родился он в 1887 г. в Тверской губернии, в семье крестьянина-середняка. Его родители больших урожаев не собирали, и поэтому 12-летнего Михаила после окончания четырех классов сельской школы отправили в Питер на заработки. В столице Михаил Субботин поступил в судостроительную мастерскую мальчиком на побегушках. Занимался уборкой, топил печи, таскал воду, выполнял другие поручения, за что получал хозяйскую еду и место для сна в мастерской, вместе с другими рабочими. Подрастая, учился шлюпочному делу. Уже будучи юношей, получил задание хозяина демонстрировать продукцию мастерской на выставке судов и там приглянулся известному в те годы судостроителю, который впоследствии обучил Михаила Андреевича работать на плазу и читать чертежи.

С 1908 г. и до отъезда в Николаев М. А. Субботин работал шлюпочником на Путиловском заводе. Жил с семьей в очень тяжелых условиях и решил поискать счастья на юге России. В 1911 г. один приехал в Николаев на «разведку». Город ему понравился. Перевез семью. Стал работать в мастерской яхт-клуба вместе с приехавшим с ним из Питера братом и несколькими знакомыми рабочими; он был самым опытным, поэтому все его распоряжения выполнялись безоговорочно.

Брат М. А. Субботина, Павел Андреевич, после Октябрьской революции работал шлюпочником в Николаеве на водном транспорте. В 1947 г. партия направила его в сельское хозяйство. Был он председателем колхоза, секретарем исполкома Привольнянского района Николаевской области. Похоронен в селе Привольное.

П. Мерзескул, С. Субботин и С. Лагутин. 1928 г.

Чтобы в срок сдать очередной заказ, приходилось Михаилу Андреевичу со своим сыном Сергеем, которому не было и 10 лет, работать по воскресным дням и религиозным праздникам. Работа в такие дни считалась грехом, но чувство долга было сильнее культовых запретов. Михаил Андреевич считал несвоевременную сдачу судна заказчику недопустимой – чрезвычайным происшествием. Сергей подносил отцу инструмент, поддерживал деталь, топил печь, варил клей, держал молоток при обивке заклепками бортов яхты или шлюпки.

Сергей Михайлович уже при Советской власти, будучи юнгой яхт-клуба, был прикреплен к яхте «Орестес», на которой в 1924 – 1925 годах совершал походы в Херсон и Одессу. Он был разносторонним спортсменом, вратарем сборной команды Николаева по водному поло. В 1928 году С. Коротков, С. Субботин, Ф. Огурцов, П. Кондрашов, П. Андрианов, П. и Ф. Овчинниковы, И. Григорьев, В. Марков в составе сборной команды республики представляли Украину на I Всесоюзной Спартакиаде народов СССР, проходившей в Москве.

Из фондов Краеведческого музея

В 1930 г. С. М. Субботин уехал учиться в Одессу и возвратился в Николаев только в 1971 г., пос­ле выхода на пенсию. Но в том большом промежутке времени была война, тяжелое ранение, госпиталь, «приговор» медицинской комиссии, работа в отделе кадров, в специальном отделе, руководителем объединения, прокурором.

В настоящее время Сергей Михайлович проживает в Николаеве, часто бывает в яхт-клубе, помогает лучше узнать удивительную истории этого уголка города, рассказывает о своем отце, который по праву считается наставником лучших мастеров шлюпочного дела в Николаеве.

Михаил Андреевич был трудолюбивым, целеустремленным, принципиальным и требовательным к себе человеком. Вместе с тем, был он скромным и внимательным к людям. Знавшие М. А. Субботина питали к нему большое уважение. Соседи неизменно избирали его председателем дворового комитета.

За время работы Михаила Андреевича в мастерской яхт-клуба им и его учениками были построены следующие суда:

– яхта «Адмирал Григорович» (после Октябрьской революции называлась «Гражданин») для дальних морских плаваний (крейсер), водоизмещением 4 т, длиной 10 м;

– яхта «Волна», водоизмещением 2 т, длиной 8 м 53 см, шириной 2 м 24 см, с осадкой 1 м 42 см и парусностью 41,3 кв. м;

– яхта «Чудо-Юдо», крейсер с выдвижным килем, водоизмещением 7 т, длиной 11 м 58 см, шириной З м 35 см, с осадкой 1 м 52 см и парусностью 65 кв. м, снабжена мотором мощностью 12 лошадиных сил;

– швертботы «Мери», «Русалка», «Ласточка», «Фру-Фру» и другие.

Эскизный проект яхты «Чудо-Юдо». Экспозиция Музея судостроения и флота

В 20-х годах Михаила Андреевича приглашали в Москву работать судостроителем. Обещали дать квартиру, но он не мог «изменить» Николаеву, где восторгался каждым новым домом, каждым новым метром мощеной камнем улицы, и стремился с кем-то поделиться своей радостью, звал полюбоваться новшествами.

Во время Первой мировой войны он работал старшим мастером в деревообделочной и шлюпочной мастерской на ЧСЗ. После Октябрьской революции активно участвовал в рационализаторской и изобретательской деятельности. Несчастный случай в 1940 г. (сломал ногу при падении, ее пришлось ампутировать) вынудил Михаила Андреевича преждевременно расстаться с заводом.

Умер М. А. Субботин в 1968 году.