яхты

Величкина Клара Григорьевна

Упоминается в

Клара Григорьевна родилась в деревне Косарево Орловской области. В шестилетнем возрасте осталась без отца и матери, на иждивении сестры. Часто болела. После Великой Отечественной войны поселилась в поселке Северодонецк Ворошиловградской области и, закончив в 1950 г. 7 классов, приехала в Николаев поступать в судостроительный техникум. Увлеклась парусным спортом и спустя два месяца от первых тренировок уже гонялась на первенстве Украины шкотовой у Л. Г. Белушенко на «Эмке». В 1951 г. сдала экзамены по программе рулевого. Однако плохое здоровье мешало регулярным занятиям парусом. Работая в колхозе на уборке урожая, заболела ревматизмом. Решила избавиться от болезни закалкой организма. И воля победила.

Мастер спорта СССР Клара Григорьевна Величкина – 8-кратный чемпион УССР, 5 раз была серебряным призером; трижды – бронзовым призером СССР.

Одна из медалей запомнилась особенно. Завоевав второе место на всесоюзном первенстве ДСО «Буревестник», она с нетерпением ожидала вызова на первенство страны. Так и не дождавшись, за свой счет приехала на Рижское озеро, и только там узнала в чем дело. Киевские чиновники от спорта включили в состав команды УССР, как они посчитали, более опытную гонщицу. Руководство сборной решило на месте провести между ними отборочные гонки с пересадкой. В обеих победила К. Величкина, развеяв все сомнения. На чемпионате СССР 1954 г. в Риге она завоевала бронзу в классе «Олимпик».

С 1974 г. Клара Григорьевна в соревнованиях не выступает. В настоящее время она обучает студентов основам парусного спорта и тренирует команду НКИ, который она сама окончила после техникума. На кафедру физвоспитания пришла работать в 1972 г. Как яхтенный капитан командует «Амазонкой».

К. Г. Величкина и Г. Г. Мартыненко познакомились в 1952 году. Когда ее посылали на соревнования в другой город, он старался всегда быть рядом. Двадцатилетнего юношу часто назначали представителем команды, в которую входила она. Через десять лет нежных и трогательных отношений они стали мужем и женой. Живут в доме № 25 по улице Свердлова, который им оставил приемный отец – К. П. Кирилов. Это семейство является живым свидетелем почти всей истории Николаевского яхт-клуба*.

* См. с. 287 первой книги «ЯХТКЛУБ».

К пониманию личности Клары Григорьевны много важных штрихов и деталей добавит ее собственноручная записка о тренерской деятельности.

Мой трудовой стаж начался с апреля 1960 года после окончания НКИ. По распределению я работала в ЦКБ «Черноморсудопроект» конструктором 2-й, а затем 1-й категории. С января 1972 года я стала работать почасово на кафедре ФВС НКИ в качестве ст. преподавателя физвоспитания, а 31 марта 1972 года была избрана на эту должность по конкурсу.

В НКИ меня пригласил ректор Степанов В. А. для возрождения парусного спорта. Первоначально я вела секцию спортсовершенствования. Организовала обучение студентов теоретическим основам на звание яхтенного рулевого 1-го и 2-го классов и подготовку материальной базы к сезону. Одновременно занималась специальной и общефизической подготовкой парусников.

Материальной базы институт не имел, а желающих заниматься парусным спортом было очень много. Поэтому я вела переговоры со всеми организациями города о передаче списанных парусных судов на баланс НКИ. Договоренность была достигнута, и мы самостоятельно по тонкому льду перетаскивали эти суда на водную станцию НКИ. Таким образом, к началу сезона 1972 года мы имели более десяти швертботов без оснащения, имевших в основном поломанный рангоут (мачты, гики) и старые паруса.

Было создано бюро парусной секции, помогавшее мне в работе. Студенты собрали деньги и командировали одного человека на Ленинградскую судоверфь для покупки дельных вещей. Суда были отремонтированы и вооружены собственными силами, за каждым закрепили по 2-3 экипажа. По выходным и на каникулах они эксплуатировались дотемна, пока все экипажи не потренируются.

Результаты не заставили себя ждать. В первый же год команда НКИ заняла призовое III место на первенстве ЦС СДСО «Буревестник» и I место на Укрсовете СДСО «Буревестник». Позднее студенты-парусники НКИ занимали первые места по ЦС «Буревестник» и с большим преимуществом выиграли Универсиаду по парусному спорту. За эти успехи я была награждена почетной грамотой Всесоюзного комитета физкультуры.

С помощью парусников был построен причальный мост на водной станции, боксы для хранения снаряжения, заасфальтирована площадка и дорожки, изготовлены наглядные пособия по теоретическому курсу. В свободное от соревнований время студенты совершали дальние спортивные плавания. Основная моя учебная нагрузка состояла из работы в группах спортсовершенствования со спортсменами I, II и III разрядов.

В зимнее время в парусной секции НКИ постоянно занимались порядка 60-80 человек, а в летнее время это количество увеличивалось почти вдвое. Ежегодно 5-10 человек выполняли норматив кандидата в мастера спорта и I разряда, и 30-40 человек – II и III разрядов. Таким образом, задача по возрождения парусного спорта в НКИ была выполнена успешно.

Но с приходом на работу в качестве начальника водной станции Чипака В. Л. начались конфликты между нами. Он не хотел, чтобы я работала с парусниками. Тренером был взят Шереметьев, а я с этого момента (1981 год) была переведена на работу со студентами подготовительных отделений, 3-го, 4-го и 5-го курсов, под руководством старшего преподавателя кафедры Жадана В. А.

После его ухода из НКИ я была ответственной за работу со студентками старших курсов. Проводила с ними круглогодичные занятия на открытых площадках, которыми были улицы и парки, стадионы. Студенткам это нравилось, мы бегали по различным маршрутам, знакомились с городом. Кроме того, весной и осенью мной проводились занятия по народной гребле.

В 1986 – 1987 гг. меня вновь перевели на работу со студентами подготовительных отделений, 1-го и 2-го курсов машфака и корфака. Помимо основных занятий физкультурой в зале я с 1988 года проводила занятия по народной гребле. До этого со студентами, обучавшимися в главном корпусе, этих занятий никто не проводил.

В начале деятельности в НКИ в качестве нагрузки второй половины дня на мне висела работа по подготовке материальной базы парусного спорта и оформлению документации для поездок на различные соревнования.

Нередко мы ездили двумя командами, а работала я одна. Самой трудоемкой была отправка судов. Надо было заказать транспорт, а это закрытые вагоны, открытые платформы, автомашины, подъемные краны, катера. И все это надо было увязать по срокам, сохранить материальные ценности, чтоб их не растащили в пути к месту соревнований и обратно. Соответственно, составляла учебные и рабочие планы, представления на разрядников, документацию ГТО.

В 1976 – 1981 гг. я была наставником учебной группы машфака (251, 252, 102, 202, 152). В 1982 – 1983 учебном году – ответственной за спортивную работу в общежитии № 2. В 1983 – 1987 гг. – заместителем декана машфака по физкультурно-массовой работе.