яхтклуб

Гарбуз Анатолий Павлович

Упоминается в

Свидетельские показания А. П. Гарбуза

Секция парусного спорта при заводе «Океан» начала работу в 1974 году. В то время на водной станции находились тренер по гребле на байдарках Дыхнов В. И. и общественник от ДОСААФ по морскому многоборью*. Из материальной части по водным видам имелись байдарки и три 6-весельных яла для многоборцев.

Дыхнов, общественник и я теснились в двух комнатушках крохотного здания над пляжем, в котором еще уместился эллинг для имущества ялов и байдарок. Там позднее разместился заводской радиоклуб.

Я пришел на голое место (в смысле матчасти), и мне ничего не оставалось, как обратиться к тренерам города за помощью.

Тренером завода им. 61 коммунара Мащенко В. И. были выделены два «Кадета», три «Оптимиста», «Финн» и «Летучий Голландец». Одного «Кадета» выделил тренер ДСО «Водник» Сидоренко И. И. Всю матчасть пришлось восстанавливать. В секцию начали приходить школьники. Со временем тренер ЧСЗ Воробьёва В. В. передала две килевые яхты. В 1975 году мне стало известно, что на заводе есть три «эмки», на которых тренировались работники завода **.

Дыхнов и я обратились к главному инженеру з-да «Океан» Чантурия Нодарию Викторовичу по вопросу строительства здания яхт-клуба, и с его помощью комплекс, включающий эллинг, гребной бассейн, спортзал, парусную и механическую мастерские, кают-компанию, тренерскую и учебные классы, сауну, кладовые, подвальные помещения, был построен и вступил в эксплуатацию в 1976-1977 гг.

В 1977 году с целью пополнения матчасти я обратился к Чантурия Н. В. с вопросом о приобретении яхт. В ответ последовало: «Давай счет!»

Счет пришел на очень большую сумму, и сразу был оплачен. В результате из Таллинна пришли два ж/д вагона полностью набитые яхтами: – «Кадеты», «Оптимисты», «Финны», «470», – и это была первая волна. Через год пришла вторая волна приобретения: Таллинн, Ленинград, Польша.

Развивались как швертботная, так и килевая часть. В Таллинне закуплены два «Солинга» и деревянные четвертьтонники: «Аида», «Аэлита» и «Эрио». В 1980-х годах поступили гонщики типа «Конрад-25» из ПНР: «Чайка», «Спарта», «Надежда», и так же польской постройки 14-метровая крейсерско-гоночная яхта типа «Цетус», названная в честь завода – «Океан». Кроме того, были закуплены около десяти малых крейсерских швертботов и яхт.

Чантурия Н. В., как главный инженер, а потом как директор, всегда оказывал огромную поддержку развитию спорта на заводе, и особое внимание уделял водным видам. Каждое лето парусная секция в полном составе проводила две недели тренировок в спортивном лагере на базе отдыха «Лиманы» в селе Лупарево, и это служило хорошим толчком в результатах. За Волошскую косу швертботы перегоняли своим ходом. Такое отношение руководства дало возможность выступать на соревнованиях, вплоть до республиканских и всесоюзных, и выполнять нормативы на получение спортивных разрядов.

Каждой весной на школьных каникулах завод выделял транспорт и деньги согласно смете для выезда команды «Океан» в Севастополь. Со всего СССР спортсменов собиралось в отдельных классах до 200 экипажей. Так из двухсот «Оптимистов» Иванов Володя занял 2-е место. Кравченко Алексей по результатам успешных выступлений в классе «Финн» был зачислен в сборную УССР. В сборную СССР по классу «Луч-2» включались С. Поливода и С. Протасов.

За десять лет из парусной секции заводского коллектива физкультуры мы развились в отделении ДЮСШ, и в нем занималось более ста ребят.

В июле-августе 1986 года с Ивановым в классе «Оптимист», экипажами Кушпита – Сорокопуд и Поливода – Витвицкий в классе «Кадет» я как тренер принимал участие в Первенстве СССР среди юношей в Каунасе.

С 1986 года соревнования на призы памяти десанта К. Ф. Ольшанского проводились и в детско-юношеских классах яхт.

Большую помощь в развитии парусного спорта оказывали заводские инженеры и рабочие: Авдеев В., Болох В., Григоренко Б., Карташов В., Куприевич А., Малёхин В., Марковский В., Мартынов В., Немов А., Пальгуев Г., Петухов Г., Погулич Ф., В., Свириденко М., Супруненко А., Тараканов В., Траспов Л., Шаповалов В., Янович В. и многие другие *.

На заводе построены два полутонника из АМГ: «Альтаир» и «Аметист», восстановлены и отремонтированы еще три или четыре яхты, в том числе Л-4 «Надежда» М. Сагайдакова, переданная ЧСЗ, и бывшая R5,5 «Лада», ее на в/с «Спартак» ранее переделал в крейсерскую Е. Громов. Был организован Крейсерский клуб «Океан», в членах которого состояло около ста яхтсменов.

В 1990 г. переводом с завода «Океан» я оформился на должность начальника яхт-клуба НКИ. Впоследствии детская парусная секция погибла, остались только крейсера для взрослых. Со стороны тренеров Горлова С., Носова В., Верховецкого Г. были попытки восстановить секцию, но ранее закупленная матчасть исчезла, а о приобретении новой остается мечтать.

В начале девяностых годов Анатолий Павлович в честь Десанта Ольшанского проводил всего лишь по одной короткой гонке. Каждый год при любой погоде старт давался 28 марта – в День освобождения Николаева!

Шестивесельные ялы НКИ, Мореходной школы и Областной школы ДОСААФ проходили под парусами дистанцию от яхт-клуба до буй-памятника в Корабельном районе. Зачастую от дождя или снега команды защищались плащ-палатками. Вплоть до последних лет неизменным соратником главного судьи в организации мемориальных соревнований выступал мастер спорта СССР по морскому многоборью Леонид Иванович Мочалов.

С 2010 года статус регаты восстановлен, и она проводится как маршрутные гонки крейсерских яхт в несколько этапов под названием «Кубок памяти Героев десанта Ольшанского». Инициаторами выступили яхтенные капитаны Анатолий Гарбуз, Сергей Астахов и Сергей Мирошник.

А расцвет паруса на заводе пришелся на восьмидесятые годы. По составу флота «Океан» встал вровень и с заводом им. 61 коммунара, и с ЧСЗ. Более двадцати профсоюзных крейсерских швертботов и яхт, а также примкнувшим к ним частников, гордо задрав топы, радовали глаз экологов лесом мачт.

За несколько лет энергией яхтсменов, при полной поддержке руководства завода, водная станция превратилась в едва ли не лучшую базу в городе.

Был построен и оборудован длинный Т-образный пирс, способный принять несколько десятков яхт и катеров, смонтирован кран, подведены электричество и вода, грейфером углублена акватория. А после насыпи двух волнозащитных кос не было в Николаеве более удобной гавани, и сокращалось время плавания к морю.

Однако довести дело до конца всё-таки не удалось. Заводским снабженцам ни на одном из карьеров области не удалось выбить партию гранитного бута для укрепления кос. Подвела советская система планирования – ни валуна, ни глыбы! Спустя всего несколько лет насыпи размыло течением, илом и песком затянуло акваторию, и всё вернулось на «мели своя».

В 1980 году парусное движение на заводе официально возглавил В. В. Тараканов, назначенный директором водной станции.