яхтклуб

Свирин Алексей Михайлович

Упоминается в

Алексей Михайлович Свирин, член яхт-клуба с 1913 года. Впервые он обратил на себя внимание во время гребных гонок на звание первого гребца сезона: «посмел» состязаться с обладателем великокняжеского приза М. В. Диковским. Свой первый по счету и достоинству приз Алексей Михайлович получил в споре с Вяч. Кузнецовым и другими, уже заявившими о себе гонщиками, при этом опередил на финише ближайшего преследователя на 10 минут. За последующее годы в его активе были победы над Д. Г. Амосовым и другими опытными яхтсменами. Не всем в яхт-клубе нравился новый удачливый гонщик из простонародья…

Соревновавшиеся яхты приближались к поворотному знаку – черному бую Спасской косы. Его нужно было обогнуть слева по течению.

Ветер дул в косу. Яхта-соперница, в нарушение правил, стала мешать Алексею Михайловичу, прижимая его судно к поворотному знаку так, что длинный гик ее оказался над головой Свирина, а грот закрывал ветер. Алексей Михайлович спокойно просит нарушителя убрать гик. В ответ – хохот и насмешки власть имущих.

В следующий момент произошло нечто невероятное: Свирин делает поворот через фордевинд и продолжает гонку, а насмешник, не доходя поворотного знака, дрейфует на косу с обрезанным гика-шкотом. Это, разумеется, озорство, но проделано оно было в ответ на худшее.

Однажды зимой Алексей Михайлович шел на тяжелом (из ясеня) буере «Метеор», который брал до 10-ти пассажиров и мог ходить только в свежий ветер. На ходу рулевой конек попал в ледовую трещину, которая вела прямо к берегу. «Метеор» несся как по рельсам, с огромной скоростью. Парусами и рулем ничего нельзя было сделать. Ситуация грозила катастрофой. О физической силе и твердости характера А. М. Свирина можно судить по тому, что он в последний момент всё же сумел вырвать конек из трещины и увести буер от столкновения. При этом Алексей Михайлович порвал сухожилия правой руки, и шрамы постоянно напоминали ему об этом эпизоде.

Интересна судьба этого волевого человека. Родился А. М. Свирин в Николаеве (1890 г.), в семье кустаря-одиночки бондаря, 13-ти лет от роду поступил в портово-ремесленную школу, окончил ее и в 1906 г. стал работать токарем в Николаевском военном Адмиралтействе. В 1908 г. Алексей Михайлович поступил чертежником в Судостроительное бюро на заводе «Наваль» (ныне ЧСЗ), усиленно занимался самообразованием и в 1910 г. сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Вскоре его назначили ведущим конструктом бюро по военному судостроению. За «особые услуги Морскому ведомству» при постройке эскадренных миноносцев Алексею Михайловичу было присвоено звание почетного гражданина.

В период февральской революции 1917 г. А. М. Свирин участвовал в организации профессионального союза чертежников-конструкторов, и был избран председателем союза, а затем, уже как председатель профсоюза – членом Совета рабочих, солдатских и матросских депутатов первого созыва.

В марте 1918 г. он принимал активное участие в боях против немецких оккупантов во время восстания трудящихся в Николаеве.

В 1919 г. Алексея Михайловича принимают в партию коммунистов и через 2 месяца по постановлению горкома направляют в Красную Армию проводить политическую работу. Комиссар дивизии, начальник штаба группы войск, созданных для борьбы с бандами атамана Григорьева, комиссар отдельной партизанской бригады, сформированной для содействия Красной Армии в разгроме Деникина. Комиссар бригады, прошедшей славный путь от Новгород-Северского, на севере Украины, через Перекоп к Красно-Перекопску в Крыму – таковы вехи его боевого пути. Приказом по армии Алексея Михайловича награждают часами, и ему объявляется благодарность за ликвидацию банды Адова, действовавшей в тылу Красной Армии.

После непродолжительного пребывания в должности начальника тыла дивизии его посылают, как специалиста по военному судостроению, на ЧСЗ, начальником строительства, сначала подводных, а затем канонерских лодок. Позже, по заданию партии он работал председателем Совнархоза в Елизаветграде (Кировоград), а затем в Херсоне. В период 1923 – 1936 гг. Алексея Михайловича назначали заместителем заведующего «Экспортхлебом», заместителем начальника цеха, начальником цеха, директором судостроительного завода в комбинате заводов Николаева, главным инженером Одесского судоремонтного завода, помощником главного инженера, а затем начальником корпусостроительного цеха ЧСЗ. Производственные вопросы он решал оперативно и технически грамотно.

Большую лепту внес А. М. Свирин в восстановление яхт-клуба, но после 1925 года редко появлялся там; был целиком поглощен грандиозными работами на заводе…

1929 год. Спускался на воду первый советский танкер «Эмбанефть». Операция спуска была задумана с праздничной торжественностью, при большом скоплении народа: все ворота завода в тот день были открыты для публики, было такое впечатление, будто посмотреть на гордость советского судостроения собрался весь Николаев.

В главной части стапеля была сооружена гостевая трибуна, обитая красным кумачом. Присутствовали члены правительства. Произносились речи. Играл духовой оркестр. Спусковая бригада – несколько десятков человек – была одета в новые спецовки. Все команды по спуску сопровождались сигналом свистка. Последний приказ, после которого громада танкера должна была, набирая скорость, устремиться вниз, почему-то задержался. И тут случалось непредвиденное: в ожидающей тишине кто-то свистнул – может быть от избытка чувств или по другой какой причине. Еще немного – и неподготовленное окончательно к спуску судно заскользит вниз по стапелю. Но тут все услышали громкий возглас Алексея Михайловича: «Кто свистит?» И дальше прозвучала такая словесная импровизация, после которой спусковой команде сразу стало ясно, что раздавшийся свист к исполнению не принимать. Всё обошлось благополучно, без ЧП, благодаря мгновенной сообразительности и находчивости Алексея Михайловича. Затем своевременно был дан сигнал – и «Эмбанефть» сошла на воду.

А. М. Свирин с женой и сыном встречает 1958 год

Выходные дни Алексей Михайлович любил проводить на яхте, под парусами. В 1925 г. он готовился в первый послереволюционный дальний морской поход к крымским берегам. Яхт-клуб предоставил для этой цели довольно запущенного, не жалуемого гонщиками тихохода «Гражданина». Многие желали попасть в команду на содержание капитана. Экипаж яхты сос­тавили Алексей Михайлович, его замечательная супруга, добрейшая, высокоинтеллигентная Лидия Александровна, ее сын от первого брака Коля Нечепоренко, впоследствии корабельный инженер, братья Сквирские и не слишком приветливый с чужими, низкорослый пес – «таксист» (такса) Арапчик. Процесс подготовки, начиная с тщательной, дотошной проверки каждого скобочного и блочного штырька и до полной доводки запушенного судна по всем яхтенным параметрам, и само плавание – настоящая парусная школа. Суров был капитан, но справедлив. Обаятельная его супруга была для матросов что мать родная, часто амортизировала капитанский гнев, ибо спуску Алексей Михайлович не давал никому и ни в чем. Но по пустякам не раздражался. Не случайно, на диво всем, в порядке репетиции к плаванию, первую же гонку команда «Гражданина» выиграла.

Наконец яхта вышла в поход. В Каркинитском заливе, в штилевой предрассветной дреме Арапчик нежился на корме у самого борта. Едва забрезжили первые солнечные лучи, как под самым носом пса вдруг вынырнул огромный дельфин, хрюкнув при вдохе. От неожиданности рассвирепевший пес подскочив, перепрыгнул через корму в воду с другого борта. Судя по обилию пузырей, казалось, что и под водой «таксист» лаял. Видимо, не слишком его обрадовало и скопление невиданной величины медуз, тяжело покачивавшихся вокруг. Вытащенный из воды сгусток преданности долго еще потявкивал в сторону своего «ЧП». Домой вернулись благополучно. Поход запомнился всей команде надолго…

А. М. Свирин

На заводе не всем нравился неспокойный, склонный к риску ради общего дела, характер А. М. Свирина. В 1936 г. Алексей Михайлович по наговору был репрессирован. В 1956 г. он возвратился в Николаев, его восстановили в партии без перерыва в стаже и назначили главным технологом строительства китобойной базы «Советская Украина».

На всех занимаемых им постах Алексей Михайлович добивался сокращения сроков постройки судов, применяя порой собственные, разработанные впервые в судостроении, приемы и методы работы. Награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1959 г. ему была установлена пенсия союзного значения.

Последние свои дни А. М. Свирин провел в хлопотах о яхте «Дон», которую Николай, зная пристрастие отца, прислал из Ленинграда по железной дороге. Алексей Михайлович судно отремонтировал, спустил на воду, собирался заняться его вооружением, но помешала смерть. Это случилось в 1961 году…