яхты

Квитка Александр Дмитриевич

До того, как обрести навыки яхтсмена, А. Д. Квитка стал одним из основателей в городе велосипедного кружка. Вот как это случилось.

Члены комитета яхт-клуба Н. М. Ту­мило-Дени­со­вич и П. П. Юрицын организовали и провели 3 октяб­ря велосипедные гонки для определения состава будущего кружка велоси­пе­дис­тов-любителей. А. Д. Квитка на финише был вторым.

Летом следующего года было проведено первое состязание членов созданного кружка любителей велосипедной езды. Первым к финишу приехал Александр Дмитриевич, причем в последнем заезде он дал «фору» соперникам – полкруга. Через 3 недели, 5 августа, четыре велосипедиста (среди них был А. Д. Квитка и член яхт-клуба А. Н. Голубов) выехали на велосипедах из Николаева в Одессу. Это была первая дальняя поездка членов кружка. 14 августа Александр Дмитриевич повторил выезд: 29 августа должна была состояться совместная с Черноморским (Одесским) яхт-клубом парусная гонка и А. Д. Квитка по приезде в Одессу должен был согласовать с руководством местного клуба некоторые детали.

Потом было много велосипедных соревнований, и почти во всех А. Д. Квитка был первым. Потом наступила пора успешного участия в парусных (впредь слово «парусный» может быть опущено) гонках. Пришли победы и на гребных судах. Александр Дмитриевич чаще других яхтсменов клуба становился победителем гонок. Благодаря природной физической силе А. Д. Квитка завоевывал звание первого гребца сезона. Но гребных гонок было меньше, чем парусных. Поэтому большинство призов Александр Дмитриевич получал за умение управлять яхтами. Он выигрывал соревнования на разных судах, в любых условиях. Однажды четверка «Русалка» под управлением Александра Дмитриевича, находясь на расстоянии 1,25 мили от финиша, потерпела аварию: потеряла половину мачты. Но рулевой и команда быстро управились с поломкой и под одним кливером пришли к победе!

Годом позже должна была состояться парусная гонка ботиков на дистанции 6,5 мили. Ввиду того, что ветер был северный, порывистый, силой 5 баллов, суда «Забияка», «Бенджи» и «Порыв» отказались от участия в состязании, но рулевой ботика «Шквал» А. Д. Квитка добился разрешения на участие в гонке. Под полными парусами, соревнуясь с контрольным временем, прошел Александр Дмитриевич назначенную дистанцию и получил приз.

Чаще всего его соперником в состязаниях был Г. Ф. Степанов. На переходящем кубке, подаренном яхт-клубу Городским собранием, выгравированы даты юбилейных гонок, названия яхт и фамилии победителей. Есть там и фамилия А. Д. Квитки.

В гимнастическом городке яхт-клуба его нередко можно было видеть выполняющим сложные упражнения на брусьях, кольцах или трапеции. Дома он регулярно тренировался со штангой и гирями. Александр Дмитриевич, несмотря на свое атлетическое сложение, отлично владел коньками и преуспевал в фигурном катании.

В дооктябрьский период А. Д. Квитка на протяжении многих лет избирался членом комитета и начальником гавани, членом основных комиссий яхт-клуба. В период гражданской войны и позже он работал в лоцманской службе и организации спасания людей на водах. Перед Великой Отечественной войной и после нее Александр Дмитриевич трудился в яхт-клубе тренером по парусному спорту или матросом, в зависимости от свободной штатной должности. Его назначали в различные спортивные комиссии. За годы своей жизни А. Д. Квитка привил любовь к парусам многим спортсменам. Уже будучи на пенсии, он не оставлял любимого дела, ходил на швертботе «Друг» и других судах в дальние походы вверх по Южному Бугу и вниз по лиману. В соревнованиях Александр Дмитриевич уже почти не участвовал, может быть потому, что стеснялся прийти к финишу не в числе первых. Его, уже в больших летах, можно было видеть зимой на льду, выписывающим на коньках замысловатые фигуры, обучающим этому ребят за мизерную плату. Был Александр Дмитриевич добродушным, веселым, общительным, любящим жизнь человеком.

Умер А. Д. Квитка в 1953 году.